Замараева Ольга

1988 - 1998
1. Период учебы и год выпуска
1988-1998
2. Какие предметы были любимыми?
Русский язык, английский язык, история культуры,история
3. Соответствует ли ваша современная деятельность вашим школьным интересам?
Да! Я заканчиваю аспирантуру по лингвистике. Правда путь к этому был что-то какой-то долгий и еще неизвестно, куда он ведет, но факт остается фактом:
соответствует, в итоге.
4. Можете ли вспомнить учителей, которые оказали серьёзное влияние на вас? Как это проявлялось?
Владимир Фёдорович Рудак, конечно, сделал меня лингвистом -- потому что был им сам, хотя он об этом не знал! Школа обязана учить детей правописанию, и эта задача не совпадает с основной задачей лингвистики -- изучать язык как явление природы. В правилах правописания сохраняется отчасти историческая логика, но вообще логика присутствовать не обязана, плюс правила, по определению, всегда будут "запаздывать" в сравнении с тем, как развивается язык. Поэтому
учебниками русского языка бывает так трудно пользоваться. Так вот В.Ф. прекрасно это понимал и не пользовался ими. Как многие помнят, мы изучали структуру языка, разбирая предложения из литературы, и вот сколько логики там было - столько нам и предлагалось взять. Правописание же предполагалось осваивать при помощи чтения (единственный, по-моему, вариант). Кто не освоил - тот не освоил, правила из учебника все одно зубрить было бы бесполезно.

Но он все же думал, что есть некий единственный "правильный" русский язык, которому он учит, и его приводило в недоумение, когда он сталкивался с границами своих возможностей. Никогда не забуду, как он рассказывал мне о педагогической практике на Алтае. В тех местах в деревнях говорят не "медведь", а "ведмедь"

(распространенное в языках мира морфологическое явление, образование слов при помощи перестановки слогов. Причем как "медведь", так и "ведмедь" могло образоваться первым, а потом уже в соседний вариант языка перейти в измененном виде, либо слова вообще могли возникнуть независимо друг от друга). И В.Ф. задумчиво, удивленно говорил: "И ты понимаешь, что бы я ни делал! Что бы я ни делал! Они все равно говорили "ведмедь". Это случай кажется мне примечательным прежде всего потому, что, хоть В.Ф. и не был знаком с современным подходом к лингвистике, он тем не менее увидел, что столкнулся с чем-то объективным, с явлением природы. А также примечательно, что он рассказал мне об этом так, что я не только запомнила на всю жизнь, но и смогла впоследствии сделать из этого выводы (может быть, даже верные).

Татьяна Ивановна Лысенко, наш классный руководитель и учитель истории, стала для меня навсегда другом, человеком, которому можно довериться. Я многое помню из того, что она рассказывала, и о жизни, и об истории. История мне давалась нелегко, так что я если что-то и запоминала - то только благодаря таланту Татьяны Ивановны. Особенно важна была человечность, жизненность во всем, что она делала и говорила. Всё было одушевлено, все таким образом оказывалось осмысленно. До сих пор помню, как она рассказывала о каком-то князе (о Долгоруком?): "Хочу жить в Переяславле-Залесском!" - и сразу слышно становилось, как он хотел :). Но если серьезно, то например я вот усвоила навсегда, что у любых исторических событий есть предпосылки, и это не то же самое, что конкретные события, послужившие предлогом для начала событий. Мне кажется, это очень важно.

Мне бы хотелось написать еще много о ком: об О.С. Сидоровой, об А.М. Баннове, об О.И. Банновой, о Т.В. Дельфонцевой.

Может быть, в следующий раз!

5. Что можете вспомнить о своих одноклассниках? Кто из них, на ваш взгляд, был яркой личностью, чем запомнился?

Все были замечательные. Иногда сегодня встретишь кого-то, и так приятно, и думаешь: как жаль, что мы так мало общались в те годы! Вот я недавно встретила Зою Верхогляд (сегодня Кузнецову). Она теперь работает в юридическом отделе в банке и у нее трое детей. Она была (и осталась) таким скромным человеком, тихим, совсем не стремилась к какой-то особенной яркости -- при этом была не "забитой" какой-то, а просто спокойной, уверенной. И в детстве не всегда это понимаешь, но теперь-то стало ясно, что как человек она уже тогда была куда зрелее, куда устойчивее многих нас. И сегодня встретиться с ней уж ничуть не менее приятно и интересно, чем с теми, с кем я много общалась когда-то.

Мне о многом хочется написать, надо, наверное, по частям. Вот напишу об Алексее Лохове. Мы с ним учились что-то класса с пятого по восьмой, то есть он пришел к нам примерно в пятом или в шестом, а с 8-го он уже был в физико-математическом классе, а я - в гуманитарном. Было сразу понятно, что отличный парень, но не могу сказать, что так уж мы с ним дружили (да и не дружат обычно мальчики с девочками в этом возрасте, конечно). А пару лет назад я поехала в Париж на три месяца, по обмену между аспирантурами. Я знала, что Алексей с семьей живет теперь в Париже, поэтому написала ему заранее, и мы договорились встретиться у Нотр-Дам де Пари.

Не виделись 20 лет, получается, да и так ли уж мы хорошо знали друг друга в школе?
Прямо по пути к Нотр-Даму меня ограбили! В Париже такое не редкость. Вытащили прямо из кармана кошелек со всеми деньгами, карточками. А мне там три месяца жить, и пока еще я карточки восстановлю. Ну, я кое-как успокоилась, иду, смотрю -- Лёша идет навстречу, высокий стал, красавец. Когда мы были маленькие, я была, кажется, выше ростом, но теперь уж не то :). Узнал меня сразу, я его тоже -- и вот первое, что я ему говорю после 20 лет: "Леша!! Ты мне сможешь одолжить пару тысяч евро?!" И вы понимаете, он и бровью ведь не повел,говорит: конечно! Только нужно будет заехать в банк. Это было потрясающе,
потому что оказывается, эти 20 лет ничего не значили, мы друг для друга по-прежнему совершенно свои люди, на которых можно рассчитывать, и которые не
обманут и не предадут. Слава богу :).
Хочу добавить, что Алексей Лохов сегодня -- энтузиаст и разработчик образовательных программ нового типа. Они с друзьями пытаются создать платформу для эффективного обучения детей физике через Интернет. Уверена, что на это его вдохновила во многом наша школа, и вот это вдохновение он несет через всю свою жизнь. Он этим занимается помимо работы, а работает в Росатоме.
6. Какие школьные мероприятия остались в памяти? Почему они запомнились?
Фестивали, конечно. Конечно, фестивали. Это было что-то потрясающее. Даже я, будучи, в сущности, неспособной долго быть среди людей и в команде, в
фестивалях всегда стремилась участвовать. Преодолевались все барьеры. И на всю жизнь осталось ощущение счастья и успеха. Казалось, да до сих пор кажется, что мы все производили там что-то гениальное. Хотя ну что это могло быть?!


Ольга.