Воспоминания Останина Евгения о радиопередачах

Ведущим
на школьном радио я стал как-то спонтанно. Случилось это осенью 1996-го. Однажды на уроке наша классная, Татьяна Ивановна, сказала, что появилась идея
возобновить школьные радиопередачи, которые когда-то в прошлом велись в 130-й. Предполагалось проводить их раз в неделю, перед началом уроков, минут на 10-15. Для этого нужны были добровольцы, девочка и мальчик. Мы стали активно обсуждать, шутили, но добровольцы не появлялись. Видимо, многие представляли себя у микрофона, и это, наверное, пугало…
Затем кто-то стал называть фамилии одноклассников . Несколько голосов назвали меня. Возникла пауза. То ли подействовали ободряющие голоса в мою сторону, то ли в глубине души я сам этого хотел, не осознавая, но я согласился Моим партнером и соведущей стала Таня Яковлева...
Радиовыпуски проходили под чутким наставничеством Натальи Михайловны Поливановой. Она учила нас основам публичного выступления, как справляться с волнением, работать с голосом. До сих пор помню самый первый эфир. Заходим с Таней в кабинет Натальи Михайловны, жутко волнуемся, хотя все давно отрепетировано. На столе - большой железный прибор, как оказалось, усилитель звука из кабинета физики. Тогда ведь не было цифровой техники, как сейчас, и этот незамысловатый усилитель с подключенным к нему микрофоном казался чем-то космическим . Наталья Михайловна объясняет, как им пользоваться: когда говоришь, стрелка на циферблате тоже приходит в движение.По тому, насколько сильно она отклоняется, понимаешь, достаточно ли громко звучит голос или надо прибавить… Начали эфир, доходит очередь до меня, беру микрофон, говорю. Сердце, кажется, скоро выпрыгнет из груди, вдруг внезапно дверь приоткрывается, и я в первые слышу собственный голос со стороны. Он доносился из динамиков в классах и показался каким-то чужим. Вмиг пронзила мысль, что таким же его слышат и все остальные… После окончания эфира Наталья Михайловна выносит вердикт: «Ребята, все здорово, только не бойтесь говорить громче». Идем
в класс, к ногам словно гири подвешены, кажется, что сейчас нас освистают, как плохих актеров в театре... Но ничего подобного! Входим – все аплодируют,
поздравляют!
Темы для радиопередач мы брали из жизни школы, говорили о текущих событиях, фестивалях, олимпиадах, спортивных соревнованиях, достижениях учеников и учителей. Материала всегда хватало. Как-то Наталья Михайловна поделилась идеей о том, что история 130-й неразрывно связана с историей Академгородка, что наши учителя, в числе которых есть и его старожилы, и те, кто в свое время сам был учеником стотридцатки, носят в себе интереснейшие воспоминания, факты, что неплохо было бы собрать воедино эти разрозненные сведения. Так появилась у нас постоянная рубрика «История школы». Мы брали интервью у наших учителей и готовили репортажи. К слову, Наталья Михайловна сама была первым интервьюируемым. Было очень интересно, но и очень сложно. Не все учителя были готовы делиться воспоминаниями, у кого-то они сугубо личные, кто-то уже многое не помнил и не хотел вспоминать… Среди тех, у кого мы брали интервью, помню Надежду Григорьевну, нашего библиотекаря; Бориса Леонтьевича Таныгина, учителя математики; Владимира Ивановича Шелеста, учителя физики; нашего знаменитого ВЭФа – Владимира Федоровича Рудака – учителя русского; Нину Мартиевну Коптюг, преподавателя по курсу английской литературы; неподражаемую Мэри Борисовну Мухаметову, учителя литературы; Татьяну Вячеславовну Дельфонцеву, учителя английского языка, Александра Митрофановича Баннова, нашего директора.
Аудио- и ,тем более, видеозаписей передач в те годы не было. Мы прежде всего заботились о том, чтобы слово прозвучало в эфире, чтобы оно было услышано, при этом, к большому сожалению, мы почти не думали о том, чтобы сохранить тексты, которые писали для эфира… Но кое-что все-таки осталось: недавно обнаружил листок с текстом эфира по случаю Дня учителя в 9-м классе, листок был в тетради со школьными сочинениями. В нем – поздравления, стихи…
Пригодился ли мне опыт школьных радиопередач в жизни? Безусловно. Говорить в микрофон, когда у тебя нет визуального контакта с аудиторией, - это очень интересный опыт. Он учит более тщательной работе со словом, работе с голосом, с интонацией. Мне часто приходится выступать публично, думаю, что у меня это
получается (многие мои коллеги так говорят), и убежден, что получается в том числе потому, что мне посчастливилось быть ведущим на школьном радио
Оставить комментарий