Воспоминания Т. И. Лысенко о программе Дебаты

Программа Дебаты пришла к нам в школу в 1997 году. В тот период в Россию приходило много образовательных технологий из США, направленных на умение анализировать информацию, выработку навыков отстаивания своей позиции. Не могу сказать, что это были совершенно новые для нас технологии, так как споры, обсуждения проблем, коллективный поиск решений - это всё реалии пионерской и комсомольской юности. Но что было непривычно - это ведение дискуссии по определённым правилам. Когда нас, педагогов, собрали на первый семинар для представление программы,то самым неожиданным было то, что в заявленной теме жребий определяет твою линию: утверждение или отрицание тезиса. И в таких темах как "Смертная казнь должна быть запрещена" , "В воспитании кнут эффективнее пряника" ты должен найти аргументы для отстаивания как линии утверждения, так и линии отрицания. Дебаты позволили научиться слушать оппонентов, иначе ты не сможешь опровергнуть их аргументы. И вот это было самым сложным в тренировках с ребятами, которых заинтересовала эта программа. 90-е годы наложили свой отпечаток на культуру дискуссий, при которой было часто только два мнения: моё ( правильное) и неправильное. Этого было много в теледебатах. А ещё пришлось учить скороговорки, тренировать ораторское мастерство, в окружении слов -"паразитов" - как бы, вроде, и массы слов из криминального жаргона, которыми щедро делились СМИ.

Моими первыми дебатёрами были Антон Тимофеев, Роман Антоненко, Алексей Дебелов, Маша Шварц и еще несколько ребят из экономического и математического классов. Чтобы проводить дебаты по теме приходилось искать материал, разбираться в сути вопроса, иначе аргументы не будут убедительными для жюри. Кроме профессионального жюри оценивали дебаты зрители целого зала, так как мы стали проводить публичные дебаты по темам, интересовавшим старшеклассников. Уже тогда было приятно осознавать, что наши ребята проводят дебаты на более профессиональном уровне, чем некоторые политики в теледебатах.

В соревнованиях по дебатам в школьной лиге принимали участие несколько школ города: 1-я и 2-я,3-я, 6-я гимназии и наша школа.

Я считаю мне очень повезло, потому что наши ребята все годы были в числе лидеров и в городе и на Российском уровне.Мне было очень интересно наблюдать, как они совершенствовали своё ораторское мастерство и коммуникативные навыки. Первый Всероссийский турнир по дебатам проходил в Лесном городке в Подмосковье.Приезд ребят из Сибири вызвал ажиотаж, так как представления о нашем регионе как о месте, где гуляют медведи оказались популярными даже среди взрослых, которые, стесняясь , спрашивали об этом. Ребята получили свои первые дипломы "Лучших спикеров" . Потом будут еще Всероссийские турниры в Москве,Самаре, Таганроге. К ним готовились очень серьезно, проводили городские турниры, перед которыми были сборы с мастер-классами, которые проводили вузовские преподаватели - филологи, студенты НГУ. На выездных сборах ребята из разных школ стали настоящими друзьями, делились найденными материалами по темам со своими конкурентами, и это было удивительно, потому , что им было интересно соревноваться с сильным противником.

Мне очень странно, почему государственные органы образования не взяли эту программу на вооружение и не внедрили её образовательным курсом. Она даёт возможность анализировать ситуацию с разных сторон, спокойно относиться к тому, что у другого человека может быть мнение , отличное от твоего, а самое главное, аргументированно защищать собственную позицию. К счастью, это понимали мои ученики и каждый год мне дарил возможность сотрудничать с новыми участниками программы Дебаты. Для некоторых эти навыки стали необходимыми в их профессии: Катя Филюрина ( рекламный бизнес), Маша Добронравова , Алина Коваленко( юристы), Игорь Чересиз ( политтехнолог). Во многих вузах выпускники, освоившие технологию дебатов, использовали эти навыки при командной работе над проектами, которые надо было защищать.

По мере взросления моих дебатёров, они всё больший интерес стали проявлять к парламентскому формату дебатов, который практиковался в студенческом клубе "Демосфен". Большое количество выпускников школ, которые играли в дебаты в школе, стали участниками этого клуба. Турниры становились всё сложнее, но несколько лет подряд мы становились обладателями Кубка трех, Кубка Губернатора, демонстрируя настоящее мастерство.

Должна признаться, что когда сделали курс Дебаты в гуманитарном классе, треть не захотела осваивать эту технологию, считая , что спорить и так умеет, остальные выбирали темы для дискуссий и сражались за победу , оттачивая навыки аргументации, умение задавать вопросы. Среди них были те, у кого не складывались отношения с одноклассниками, часто были конфликты. Именно работа в команде, умение слышать другого, взаимодействовать с другими позволило им к концу года изменить своё положение в классе, повысить самооценку.

К сожалению, программа была прекращена в городе, дебаты продержались еще несколько лет нашими силами педагогов - тренеров 1-й , 3-й гимназии и нашего лицея.К 2010 году программа закончилась. Я очень надеюсь, что кто-то из педагогов или родителей подарит нашим ученикам такую уникальную возможность - научиться рассматривать любую ситуацию с разных позиций, уметь задавать и отвечать на вопросы оппонентов, аргументированно отстаивать свою позицию. На протяжении почти 15 лет вместе с моими учениками я училась смотреть на мир , видя в нём многообразие и противоречия, училась принимать уважительно другую точку зрения , а это очень важно в современном мире. Я благодарна всем моим ученикам, с кем мы трудились в программе Дебаты.Очень приятно получать от них отзывы о роли дебатов в их жизни.

Оставить комментарий