Чусовитина Людмила Николаевна

Людмила Николаевна, при каких обстоятельствах вы оказались в 130 – ке?

В 1975 году я приехала в Новосибирск, работала в пединституте. В период « перестройки» работала в частной школе, в которой учились очень талантливые дети, прошедшие серьёзный конкурс и отбор для обучения . Но в начале 90-х эта школа закрылась, а меня пригласили в 130 школу в 1993 году, так как Рудак Владимир Федорович ( он вел русский язык в частной школе, где мы и познакомились ,по совместительству) порекомендовал меня Баннову А.М.

Что было самым трудным при переходе в новую для вас школу?

Было и остаётся сложным глубина ответственности учителя за судьбу ребёнка. Это не зависит от его успехов или неуспехов в учебе.
И это осознание делает профессию учителя самой затратной во всех аспектах. Это совсем не тот уровень напряжения, что был в работе со студентами.

Вы вели экономические и математические классы, в которых профильный уровень математики. Были такие ученики, которые стали вашими единомышленниками?

Ну уж, про единомышленников я бы не сказала. Я сама себе не единомышленник! Но всегда были дети ,которые «видели
насквозь»,разговаривали глазами ,одобряли, не одобряли ,иронизировали над моим стараниями, подбадривали, помогали, вели немалую работу с классом или Ах!- глупость сделала -осуждали. Любимая фраза: «Поди весь вечер решала? Там же можно вот так сделать»-я ее всегда очень жду.

С кем - то из своих учеников ты поддерживаешь тесные контакты?

Личные контакты...
Личные контакты..встречи ,их успехи ,свадьбы , работа , диссертации, защиты, статьи, медали, ордена, спектакли, книги стихов. Все города и страны...все это есть и поддерживает здорово. Но есть постоянный односторонний контакт- учительский, не отпускающий.
И в душе лежат целые пласты мыслей то об одном ,то о другом..все хорошее ,что пережила с ними или от них. Все грустное и
смешное , умное и дурацкое... У них уже своя взрослая жизнь, в которой нет места воспоминаниям о школе, ну или есть чуть- чуть- а ты все крутишь и крутишь свою внутреннюю тяжелую работу.

Что самое трудное в организации учебного процесса в школе?

Трудное- каждый раз разное. Сначала рассказать и не ошибиться. Потом успеть все рассказать. Потом рассказать ,чтобы слушали. Потом рассказать ,то что они в данный момент хотят услышать. Потом ,чтоб захотели услышать как раз то, что надо. Потом услышать их. И, наконец, перестать обдумывать урок весь день и ночь, потому что все равно сделается в итоге что то совсем неожиданное ,потому что делают его они -дети!

Самое трудное :войти в старший Немотивированный класс. Со мной было два раза: один раз справилась, другой -нет!

Чего никогда не должен делать учитель?

Не предавать и не обижать своих учеников. Поймать момент, когда ученику что-то удалось, но он сам еще не верит, а ты можешь
поддержать его, сделать увереннее в своих силах. Не обижать. Я знаю, что обижала.

Какие школьные традиции запомнились?

Конечно,фестиваль! Потрясающая атмосфера творчества, раскрывающая таланты учеников и учителей. Жалею, что не попробовала себя в качестве артистки в программах моих классов, но это понимание пришло слишком поздно. С удовольствием смотрела программы разных классов. Это настоящий праздник!

Кого из ваших коллег вы можете отметить?
Баннову Ольгу Ивановну, которая могла четко дифференцировать своих учеников, давать задания , посильные для учеников разного уровня подготовки. Самое интересное, что каждый ученик знал, при каких условиях он может перейти на другой уровень. Это было справедливо и ученики это ценили.
Мне не удалось близко познакомиться с Золкиной Светланой Алексеевной, но я видела совместную заинтересованность
учеников и учителя в изучении математики.
Карпунин Николай Фёдорович- замечательной души и глубоких знаний Учитель с большой буквы.
Таныгин Борис Леонтьевич, вырастивший не одно поколение стотридцатников... и всегда приходящий мне на помощь в любых
ситуациях.
Это только о математиках... И не о всех. И можно сутками рассказывать о необычном, необыкновенном учительском коллективе
учителей и администраторов моей школы.
Из других педагогов могу отметить Владимировича Федоровича Рудака , он привел меня в школу и как-то очень бережно меня опекал. Вспоминаю его с теплотой.

Что пожелаете выпускникам?
Не растерять себя, реализоваться максимально полно в карьере, в семейных отношениях. Оставаться верными своей мечте и обязательно идти по пути её осуществления.