Интервью с Адамовской А.Ф. о фестивале
Адамовская Асия Фаизрахмановна
В 1980г в нашей школе был поставлен спектакль «Россия» как часть фестивальной программы. Среди зрителей были представители районного и городского управлений образования, а сам спектакль задумывался как образец воспитательной работы с детьми. Постановщиками спектакля были Ирина Яковлевна Гунина, Нелли Ивановна Ильинская и я. Участниками спектакля «Россия» были учащиеся 3-10 класса.
Это были времена, когда мы даже не думали, что можем кого-либо нанять, мы все делали сами. Мы ставили танцы, мы писали сценарии, мастерили все декорации, все было сделано руками наших учителей. В эти годы (с 1979 по 1985), когда фестивали проходили почти ежегодно, инициаторами и идейными вдохновителями фестивалей были в основном классные руководители, несмотря на значительную помощь родителей. Нам приходилось очень много работать в библиотеке, ведь особых передач по телевидению о тех странах, которые мы показывали, не было, а если и были, то имели четкую идеологическую направленность. Мы же хотели показать народ этой страны независимо от предрассудков и идеологий, культуру этого народа. Представьте, что выпадало на нашу долю – провести столько уроков, поработать, проверяя тетради, пойти в библиотеку, чтобы прочитать все это, все это представить, найти пленки с танцами, эти танцы поставить – все это делали классные руководители. Мне очень хорошо запомнились эти годы, они послужили прекрасным уроком для классных руководителей. Коллектив учеников и учителей сплачивался и шел единым и целенаправленным вплоть до десятого класса. Помнится, на этом спектакле мы ставили песню «Чунга-Чанга». Представители управлений образования не могли поверить, что учителя могли сами поставить такой грандиозный спектакль. Я помню, как ученик третьего класса пел и танцевал «Чунга-Чанга», мы вымазали его черным гримом и надели мочалку на голову. Сейчас я иногда встречаю этого мальчика, сейчас он уже папа. Тогда этот номер без сомнения покорил всех.
На фестивалях тех лет мы совершали немыслимые поступки – мы впервые купили шары в таком количестве, которое по тем временам представлялось просто невозможным, а затем надули их гелием через каких-то знакомых в институтах. Зал был полон людей со всего города, когда неожиданно для публики эти шары
полетели в зал, по всему залу. Представляете, какое впечатление это произвело на публику? Такого приветствия не ожидал никто. Сейчас это не составляет
сложности – дойти до Торгового центра, купить кучу шаров и принести, можно нанять профессионального сценариста и режиссера. Мы же все сочиняли и делали сами, сами надували эти шары и сами всё устраивали. Конечно, хочется вспомнить учителей, которые научили нас очень многому. Ведь тогда я была молодая, в начале своей педагогической деятельности. Основная инициатива, пожалуй, принадлежала Светлане Борисовне Роман, она сделала нам этот фестиваль, она подарила нам эти праздники. Страна на тот момент была совсем закрыта, а наш фестиваль по сути стал окном свободы, которое мы открыли. В те годы так и получилось, что 130- ая школа открыла окошечко в мир, в тот самый мир, в который люди сейчас покупают путевки, ездят, отдыхают.
Какое бы мероприятие мы ни начинали, мы были очень амбициозны, всегда полны инициативы. Один лучше другого, так и запиши. За нами всегда тянулись дети. Мы умели заворожить детей, могли привлечь их своей энергии. Я вспоминаю, как Алеша Чижов преподнес стихотворение Маяковского, и когда он говорил о России, я смотрела на ветеранов в зале (тогда их еще было много) и видела слёзы на их глазах. После этого выступления нам все время звонили из других школ и просили поделиться всеми нашими наработками. Все мои коллеги были не просто учителя. Когда мы создавали и делали эти фестивали, мы были артистами. Мы не только умели быть режиссерами, мы умели играть. Многие из нас порой сами участвовали в фестивалях вместе с детьми. Начиная с 79 года, и в дальнейшем, мне неоднократно приходилось выступать и помогать детям с фестивальными программами ,но где бы мы ни делали эти программы, мы участвовали во всем с полной самоотдачей, делали все сами и помогали всем. Даже такие вопросы, как освещение сцены, мы решали сами, и нам всегда все охотно помогали.
Очень было интересно смотреть спектакли других учителей. Большую роль в проведении дальнейших фестивалей сыграли Александр Митрофанович Баннов ,Татьяна Вячеславовна Дельфонцева, Ольга Анатолиевна Савченко. Я очень хорошо знаю этих учителей, мы с ними делали все сами и все успевали. Мы не были учителями в привычном понимании, мы были воспитателями. Мы хотели открыть детям мир, и показать, что находится за стенами нашей школы. Дети, конечно, с увлечением пели, танцевали , играли, как и мы, выступали, чувствовали себя на сцене, именно этому мы их обучали. Вечером после работы мы встречались с Нелли Ивановной Ильинской и обсуждали все режиссерские идеи на кухне. Мы очень любили собираться в кабинете с большим количеством учеников, Нелли Ивановна садилась за фортепиано и прекрасно играла, а я обыгрывала все эти песни, пела и показывала артистические моменты, то, что сейчас называют словом «шоу». Так мы учили детей, танцевали вместе с ними. Порой, когда я вижу по телевизору различные шоу и постановки, я вспоминаю, как мы все это делали сами, и нас никто этому не учил. Мы не просто пели и танцевали, а по-настоящему показывали себя на сцене. Конечно же создавалось множество наглядного материала – газеты, с невообразимым количеством материала, фотографий. Если задуматься сейчас, за истечением времени, , я даже не представляю, откуда мы все это брали, откуда мы могли так много набрать. Это был гигантский труд учителей и замечательных детей, которые сейчас живут в разных концах мира, о котором мы им рассказали.
Мы,учителя английского языка, были напрямую связаны с Клубом Интернациональной Дружбы. Создание такого клуба, а вместе с ним и музея, насколько я понимаю, было, каким-то образом, связано со всеми этими прекрасными течениями развития нашей школы. Я помню, что очень большую роль в создании клуба и музея сыграла Нонна Петровна Тривайло, которая просто жила этим музеем. Он находился у нее в кабинете, где сейчас располагается группа продленного дня. Там были прекрасные экспонаты, как изготовленные учениками перед фестивалем, так и привезенные со всего света различными делегациями. В школу приезжало довольно много делегаций, которых приглашало сибирское отделение (СОАН), и Нонна Петровна старалась заполучить как можно больше уникальных экспонатов, многие из которых были воистину уникальными.Очень большой вклад в работу клуба и интернациональную деятельность школы также
внесла Лидия Михайловна Афанасьевская.
Что же у нас получилось? Нечто по-настоящему удивительное и уникальное. В то время, как наше государство проходит весьма тяжкий период в развитии, школа кипит, работает, живет, изучает. Нам удалось показать весь мир ученикам в закрытой стране
По тем временам, этот музей, безусловно, обладал определенной политической направленностью, уже тогда зарождались эти элементы демократизма. Сложно представить, но даже в те годы у нас появилась возможность создать демократическое направление, чем мы и занимались (при этом очень тонко и спокойно). Такая возможность появилась у нас благодаря особой атмосфере в школе, которая была создана нашими руководителями, очень умными и интересными
людьми. Среди них были Николай Иванович Тархов, который умел очень мудро направлять новые веяния школьной жизни, Вера Петровна Горбачева, умевшая внести свежую струю в классическое воспитание детей и многие другие. Все эти люди были членами партии, но сильно способствовали такому развитию этих направлений. Нонна Петровна, например, была партийным человеком, она была коммунистка, но она умела правильно организовать деятельность ,приводящую к удивительным последствиям, и внесла важный вклад в появление лучей демократии в нашей школе.
В этих условиях политического застоя,холодной войны, в 130 школе внезапно зарождаются демократические основы, интернациональный клуб. Мы могли почти неограниченное право выразить свое мнение, сказать, что мы думаем, внести что-то новое, когда почти никто во всей стране не мог. Мы могли рассказывать детям обо всем, что происходит в мире, даже об Америке, учились находить лучшие стороны всех стран мира, не забывая о любви к своей стране.